Премия Рунета-2020
Москва
+6°
Boom metrics
Общество19 октября 2015 6:45

Жизнь замечательных мемов

Укропы, ватники и колорады, узбагойся и аффтар жжот не так часто встречаются на страницах печатной прессы
Роберт Шлегель, депутат Государственной Думы
В последнее время политические события - главные «поставщики» мемов.

В последнее время политические события - главные «поставщики» мемов.

Фото: Евгения ГУСЕВА

Это интернет-мемы, которые в бесчисленном многообразии наполняют собой сетевое пространство. Их можно встретить в различных формах и контекстах, медиа-аудиториях и сетевых сообществах. Мемы бывают не только развлекательными, жаргонными по своему характеру, но и вполне серьёзными: экономическими, научными и конечно же политическими.

Подданные Царства вирусов

Мемы появились не вчера, и не вместе с Интернетом. Они существуют столько же сколько и человеческая культура, неизменной составной частью которой они являются. Пословицы, поговорки, анекдоты, афоризмы, первые строки известных стихотворений, лозунги, крылатые фразы коронованных особ, религиозных деятелей, героев художественных фильмов и многое прочее, входящее в культурно-исторический контекст вполне можно отнести к мемам. Однако, до появления Интернета о том, что мемы – это мемы догадывалось незначительное число специалистов, и совсем не догадывались мемо-авторы и мемо-потребители.

С приходом Интернета, создание мемов, как правило, абсолютно произвольное, было «поставлено на поток» и на сегодняшний день мемы представляют собой значительную часть содержания Сети. Более того, в новой информационной среде они способы значительно быстрее размножаться, мутировать, умирать и перерождаться в новых формах. Собственно, способность к самостоятельной информационной жизнедеятельности и является отличительной чертой мемов, относящихся к «царству» вирусов.

Если попробовать «препарировать» и определить понятие «Мем», то его можно представить, как семиотическую единицу, отличительным признаком которой является наполнение её смыслом, выходящим за рамки первоначального лексического значения. Т.е. мем является концентратом смыслов – одна короткая фраза или даже одно слово содержит большое количество информации, иногда на нескольких слоях восприятия.

При этом мем, как уже говорилось выше, не обязательно является лексической конструкцией, но может быть жестом, изображением, мелодией – то есть любым осмысленным элементом культурного и информационного пространства.

Живые и мертвые

Другим определяющим мем признаком является его зависимость от контекста. Мем, по сути, является элементом культурного кода, ключом, открывающим контекст для потребителя мема, но только в том случае, если происходит совпадение культурного, географического, исторического и образовательного бэкграундов источника и получателя мема. Большинство мемов одного временного или территориального среза совершенно непонятны людям, живущим в ином историческом, культурном или языковом пространстве.

Основным поставщиком мемов являются происходящие события, общественно-политические дискуссии и прочая рефлексия эмоционально затрагивающая значительные группы граждан, включая т.н. «креативный класс». К примеру, события на Украине и последовавшее за ним воссоединение Крыма, как внешние, так и внутренние, породили мем-слово: «Крымнаш».

Возможность быстро передавать сложную, многоплановую информацию в крайне сжатой форме и влияние на широкую аудиторию – приводит к объяснимому желанию создавать мемы, как в коммерческих, так и в политических целях. Грешат этим профессиональные маркетологи и политтехнологи.

Усилия на этой ниве политического мемотворчества предпринимаются разными странами. Одним из самых ярких примеров является предвыборная кампания постепенно уходящего в прошлое президента США Барака Обамы, изобилующая различными «рукотворными» мемами, вспомнить тот же пресловутый «Yes, we can».

В России созданию политических мемов так же уделяется серьёзное внимание. В частности, вопросы их исследования и создания обсуждались на одном из заседаний фонда ИСЭПИ, которое готовит экспертно-аналитические заключения по заказу Управления внутренней политики Администрации Президента. По словам людей, знакомых с этой деятельностью, вдохновителями мемотворчества сотрудников фонда выступают такие известные в данной сфере авторы, как Ричард Докинз, которому мы во много обязаны самим понятием «мем», предложенным им в книге «Эгоистичный ген» в далёких 70-х, Дуглас Рашкофф, автор понятия «медиавирус» из одноимённой книги и многие другие, снискавшие себе славу в качестве «первооткрывателей» знаковых процессов в современной Инфосфере.

Так, реальным политическим мемом стало выражение Первого заместителя главы Администрации Президента Вячеслава Володина «Нет Путина – нет России», сказанное на заседании Валдайского клуба в прошлом году. Так же родом из Администрации мем К.О.Л.: «конкурентность, открытость, легитимность». Эта фраза, озвученная на одном из совещаний по отношению к предстоящим выборам, сформировала мем. КОЛ – звонок из Кремля, а тех, кто его не слышит, могут посадить на кол. Курс на конкурентность, открытость и легитимность задал Владимир Путин для всех уровней выборов.

Однако, внимание власти к мемам не всегда означает их успешную и, главное, долгую жизнь. К примеру, самый известный и, возможно, единственный, мем предыдущей внутриполитической команды «Суверенная демократия», на сегодняшний день приказал долго жить. В то же время, оппозиционный мем «сурковская пропаганда», практически из того же периода, здравствует до сих пор.

Актуальность, простота и творческий подход

Жизнеспособность мема, т.е. способность его оставаться популярным, переживая смену условий, в которых он был создан, и расширение на иные социальные группы, можно считать признаком способности мема к эволюционированию.

Например, воодушевляющий лозунг советских времен «Пятилетка в четыре года» сейчас приобрел совершенно иной смысл, негативно оценивающий отдельные составляющие советской системы управления. Т.е. эволюция мема коснулась содержания, сохранив саму лексическую структуру неизменной.

Таким образом, советский «мем» выступил «паровозом» для иной, диаметрально противоположной, смысловой нагрузки. Это подводит нас к ещё одной качественной характеристике мема: время его жизни зависит от исполнения им своей целевой функции, т.е. донесения первоначального посыла. Изменение описываемой ситуации, равно как и отношения к ней целевой группы, приведет либо к угасанию мема, либо к изменению его содержания.

После крымских событий мем «нашизм», связанный с деятельностью прокремлевских молодежных организаций, во многом трансформировался в «крымнашизм», сохранив свою, в целом, негативную коннотацию. А вот мем «ликующая гопота» практически сошёл на нет и эволюционировал в «ликующие либералы», сменив таким образом свою цель.

Если говорить о мемах в разрезе социальной проблематики, то, к примеру, борьба с незаконными парковками в Москве, с помощью эвакуаторов, и сопутствующие этому события с высокой эмоциональной составляющей, привели к созданию мема «Крокодил», ярко характеризующего как сам процесс, так и его участников.

Среди основных параметров контента, способного превратиться в удачный мем, могут быть названы его актуальность, простота распространения, творческое решение и источник его появления. Различные комбинации этих «величин» могут быть основанием для прогнозирования будущего успеха того или иного мема. Хотя, часто мемами становится контент, по большому счёту, не обладающий ни одной их указанных характеристик, и скорее наоборот, прямо противоположный.

Автором самых известных политических мемов в нашей стране является, конечно же, Владимир Путин. Вспомнить те же «раб на галерах», «сюда нужно смотреть», «мотыжить как святой Франциск», «ручку верните» и прочие крылатые фразы Президента, которые могут быть причислены не только к самостоятельным мемам, но и стали основной для создания различного рода изображений, видеороликов и аудиокомпозиций. Очевидно, что едва ли Презиент специально занимается мемотворчеством, скорее популярность его высказываний можно отнести к блестящему чувству юмора и значению, которым обладает каждое публично сказанное им слово.

КСТАТИ

Мемотворчество достойно изучения

События последних дней неизменно связаны с операцией ВКС России в Сирии. Мемом постепенно становятся «умеренные бомбы», предназначенные для «умеренных террористов», производное уже известного анекдота о звонке западной журналистки в российский Генштаб.

Предположим, что исходя из вышеописанного, нам нужно попробовать создать мем, связанный с ближневосточным контекстом и ёмко объясняющий события последних дней. Подобным мемом могла бы стать фраза «Бей ИГИЛ – спасай Россию!». С одной стороны, она является вариантом широко-известной фразы с негативной коннотацией и скандальным оттенком, способным вызывать эмоциональную реакцию, с другой объясняет позицию Россию, согласно которой, уничтожение террористов в Сирии сократит вероятность их проникновения на территорию Российской Федерации.

Станет эта фраза мемом или нет, решат пользователи Интернета, но совершенно очевидно, что среда возникновения и эволюции мемов, как и других «обитателей» Инфосферы, требует подробного изучения со стороны государства.

В первую очередь, это связано с тем, что доселе раздельные пространства реального и виртуального миров на сегодняшний день всё чаще являются одним квази-пространством. Влияние мемотворчества, вольного или невольного, на общественное сознание и, как следствие, на реальную жизнь, сложно переоценить. Серьезное значение, которую играют в конструировании информационной среды такие, на первый взгляд, простые явления, приводит к необходимости вдумчивого государственного внимания к информационной среде, в том числе со стороны законодателей при формировании правовой базы, как на российском, так и на международном уровнях.